Статьи

Как научить ребенка планировать свое время и рассчитывать свои силы и возможности?

Школьникам планирует время школа. Есть расписание занятий, цикличность которых задаёт ритм и домашним работам. То, что будет по расписанию завтра, то и готовится вечером дома. И не важно, вовлечён ли в этот процесс ребёнок, болен он или здоров, устал или бодр. Рассчитать силы не учат. В школе учат беспрекословно подчиняться тому ритму, который навязан взрослыми. И ничего, если физкультура стоит перед математикой, а контрольная на втором уроке, когда ребёнок заспан. Его всё равно оценят без учёта его физиологических и психологических состояний. Ребёнка контролируют, управляют его временем и не считаются с его силами и возможностями. А предметы изучаются сплошным потоком параллельно друг другу и маленькими кусочками. Опасность такого «кусочничанья» я рассмотрю в отдельной статье.


Если ребёнок находится на самообразовании, не лишайте его возможности научиться планированию, воспользуйтесь счастливой возможностью воспитать в ребёнке невероятно важный навык, который ему пригодится в жизни. А если вы сами этим навыком не обладаете, то самое время восполнить пробел, обучаясь ему вместе с ребёнком.


Как это было в нашей семье. Поначалу планирование происходило совместно. Суть мастерства состоит в том, что вначале ребёнок наблюдает, как это делает взрослый, который подробно анализирует свои действия, показывая алгоритм. Затем ребёнок под присмотром родителя самостоятельно составляет план, а взрослый вовремя даёт подсказки, указывая на неточности работы по планированию. Затем ребёнок делает это самостоятельно, а взрослый только проверяет. Потом можно планирование полностью отдать на откуп самому ребёнку. Если он и обнаружит в ходе учёбы огрехи в расписании своих занятий, то он уже способен будет самостоятельно его скорректировать. На этом этапе важно дать ребёнку ошибаться, не делая замечаний и не критикуя.


Итак. Берём лист бумаги. Размечаем дни недели, включая субботу и воскресенье. В каждом дне недели помечаем те дополнительные занятия, которые имеют четкую временную границу. Для нас такими занятиями были: спортивная секция, музыкальная школа и учёба в языковых центрах. Позже туда же вошли занятия с репетитором, который приходил к нам домой (старшие классы). Эти занятия для удобства восприятия выделялись маркером. Обязательно учитывается время в пути при перемещениях из дома в учебные учреждения и время подготовки к занятиям в музыкальной школе и языковых центрах (в нашем случае). Теперь у вас имеется та рыба, на костяк которой вы наращиваете самостоятельные занятия теми предметами, которые ребёнок будет сдавать на аттестациях.


После этого можно продолжить работу по планированию времени. Но в начале прийдётся проделать подготовительную работу. Берём учебники, раскрываем на оглавлении. И карандашом разбиваем на части, которые будут вначале условны. Лучше разбивать по темам, помечая тот промежуток времени, который планируется затратить на изучение и усвоение. Это может быть день-неделя-месяц. Надо только учитывать, что к концу года весь объём будет охвачен. Кроме того, надо заложить временной отрезок, учитывающий всякие непредвиденные ситуации. Так мы планировали уложиться за два месяца до окончания учебного года. В итоге, порой, именно это позволяло сдать все предметы в срок, без авралов. Так мы поступали со всеми учебниками. Теперь надо понять, какой предмет изучается параллельно с другим. Важно, чтобы ежедневные занятия точными науками перемежались с гуманитарными дисциплинами, чтобы нагрузка была сбалансированной. Так Лиза вначале сдавала полностью, например, географию и историю, перемежая подготовку к ним, с математикой и физикой. Затем готовилась к сдаче других предметов по тому же принципу. Обучение дома не предусматривает обязательную сдачу всех предметов параллельно друг с другом. Можно учить и сдавать удобными законченными кусками любых предметов, в любой последовательности.


Определившись с последовательностью изучения и сочетанием предметов, переходим к заполнению тех пустых временных отрезков, что остались от «зарисовки» нашей «рыбы». В младших классах Лиза изучала не более двух предметов в день, в старших - по три-четыре предмета. Всё индивидуально. В расписание вносились дни сроков сдачи экзаменов. Это, опять-таки, были условные сроки. За месяц до экзамена, в случае, если Лиза укладывалась в расписание, вначале я, а потом сама Лиза, звонила учителю (если это школа) или секретарю (школа-экстернат) и договаривалась о времени встречи. Опять-таки, на основании своего расписания, учитывающего те занятия, которые нельзя было перенести. Случалось, что консультации переносились на другой день из-за незапланированных событий.


Теперь перед нами оказывался план занятий, который снимал страх что-то не успеть сделать вовремя. Это позволяло Лизе чувствовать уверенность и приучало её жить в отсутствии суматохи. Такой навык тайм-менеджемента и мне помогает жить, вести бизнес, распределяя свои ресурсы. Это, на мой взгляд, очень важный навык, который облегчает жизнь, помогает осознавать свои цели и снимает тревожность.


Постепенно в ребёнке вырабатывается навык не только планирования, но и перераспределения своих сил с учётом реальных возможностей, как интеллектуальных, так и психологических. Дополнительный бонус к этому - выработка волевых качеств, на основе самодисциплины.


Если кому-то по прочтении этой инструкции всё равно будет не ясно, как планировать учебную деятельность ребёнка, то добро пожаловать на скайп-консультации, которые я провожу платно.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse