Статьи

Причины, которые вынуждают родителей делать свой выбор в пользу школы, а не в пользу самообразования

1. Если родители социализированы по типу соответствия задачам общества, то они не видят смысла развивать своих детей иначе - вне школьной системы. Они даже не хотят рассмотреть альтернативы школьному образованию. Такие родители, даже если и прийдут к решению забрать ребёнка из школы, то сделают это скорее из-за необходимости избежать психотравмирующей ситуации, которая произошла в школе. Они и в семье продолжают растить детей в оценочной системе, мотивируя их на учёбу внешними стимулами (метод «Кнута и пряника»). Здесь есть опасность. Забрав ребёнка из школы, но не изменив комплексного подхода к мотивации, они лишают ребёнка возможности почувствовать конкурентную борьбу, которая неизбежна при внешнем стимулировании. Тогда появляется необходимость эту конкурентную среду создать - внеурочные занятия по интересам. Иначе ребёнок будет стремиться реализовать себя по типу социального успеха (материальные стимулы, жажда власти, доминирование, желание быть лучшим в своей среде), но не будет знать, как это сделать на практике. Так создаётся руками родителей неудовлетворённость их детей своей жизнью.


2. Родители, отягощенные тщеславием. Им важно присутствовать в школе, чтобы пожинать лавры успехов своего «необыкновенного» ребёнка, с чувством удовлетворения внимая похвалам учителя. Такие родители стремятся «устроить» детей в элитные спецшколы, чтобы потом подчеркнуть, при случае, свой социальный статус или особую одарённость своего ребёнка. Они приверженцы школьных обязательных ритуалов: первое сентября, школьные праздники, выпускные баллы. Особая изощрённая мотивация таких родителей - «Пусть ребёнок достигнет того, что в своё время не смог достичь я». Они думают только о своих эгоистических целях, без учёта потребностей ребёнка. Они говорят: «Я хочу, чтобы ребёнок…», не интересуясь, чего же хочет сам ребёнок, либо «промывают» его мозги, впихивая в них свои ценности.


3. Родители подвержены новому веянию времени и согласились с чужими аргументами в пользу самообразования, но не владеют знаниями, как практически осуществить обучение дома и находятся под действием стереотипов: с ребёнком надо сидеть и самостоятельно обучать. Такие родители, также, находятся под влиянием своего мышления, сформированного своим опытом обучения в школе. Поэтому у них очень много страхов и неуверенности в своих силах, что активно подогревается их окружением, негативно настроенным на всё, что идёт в разрез общепринятым правилам. Они не понимают смысла самообразования.


4. Родители осознают сильные стороны самообразования: выработка внутренней мотивации, личной ответственности, умение планировать своё время, самостоятельное раннее определение склонностей и талантов самим ребёнком… Но!!! Родители не могут отойти от стереотипа, что школа социализирует. Они не видят разницы между социализацией и социальной компетенцией. Им страшно своим выбором навредить ребенку. «Он же не сможет адаптироваться к обществу», - думают они.


5. И наконец, родители видят все сильные стороны самообразования и понимают важность именно социальной компетенции в реалиях современного общества. Но, либо боятся государственных школьных структур, которые будут вставлять палки в колёса, «прессуя» ребёнка на предмет доказательности отсутствия у ребёнка необходимых знаний, либо не знают с чего начать и как построить практически осуществление вектора обучения для достижения того результата, который ориентирован на выработку и знаний, и необходимых навыков. Кроме того, они находятся под влиянием непроверенной, но поверхностно усвоенной информации: «Учить детей дома дорого». Если ваш ребёнок находится на семейном образовании, то вы не выплачиваете взносов за обучение, не участвуете финансово в поборах родительского комитета, собирающего деньги на подарки, расходные материалы, на ремонты. Репетитор вам потребуется только в старших классах для изучения профильных предметов, что и так делается осознанными родителями, чьи дети учатся в школе. Ведь смысл самообразования и состоит именно в том, чтобы дать ребёнку навыки самому добывать знания. Учась в начальной школе ребёнка и так сопровождают на дополнительные внеурочные занятия, поэтому доводы, что потребуется помощь бабушек-дедушек-нянь только «домашним» деткам, не подтверждается практикой. А пока вы на работе ребёнок самостоятельно изучает то, что вы вместе с ним спланировали вечером. Страх, что ребёнок будет лениться и бездельничать, не позволяет родителям дать ребёнку возможность получить навыки распоряжения своей свободой. Так даже в студенчестве некоторых уже взрослых детей приходится постоянно контролировать.


Страх и отсутствие адекватной, практической информации вынуждает родителей сузить свой выбор образовательного маршрута для ребёнка, ограничившись выбором привычной и знакомой школьной системы.


Именно такие родители заявляют о том, что школа им принесла только пользу. Вышедшие из школьной системы и рьяно её отстаивающие, даже не видят того, что школа нанесла им, порой, непоправимый урон, сформировав в них стереотипное мышление. В этом мышлении отсутствует желание рассматривать любую социальную проблему с разных сторон, самостоятельно осуществляя поиск её решения, сообразно со своими индивидуальными целями. Человек шаблонного мышления видит своей задачей возможность воспроизведения общепринятых социальных канонов, даже если те их подспудно тревожат. Они не довольны своей жизнью, но не делают ничего, чтобы улучшить качество своей жизни, виня во всем общество и государство. Они лишают своих детей свободного выбора, внушая им свои страхи и свои предпочтения.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse