Статьи

Для чего нужна внутренняя мотивация?

Я уже говорила о том, как важно сформировать в ребёнке внутреннюю мотивацию реализации своих познавательных потребностей. Важность этого момента столь велика, что, пожалуй, остановлюсь на нём ещё раз по просьбам своих читателей.


Формирование внутренней мотивации начинается с выявления познавательных потребностей ребёнка. И здесь роль родителей неоценима, особенно на первых этапах развития малыша. Чем бы ребёнок ни занимался, важно наблюдать его поведенческие реакции. Можно увидеть те его интересы, которые вызывают в нём эмоциональный отклик. Так, например, я очень рано заметила тягу своего сына к различного рода механизмам. Я купила ему слесарные инструменты, паяльник, построила в его комнате во всю стену верстак, отдавала ему на откуп всю выбывшую из строя домашнюю технику. Так, он уже в 10 лет починил мне микроволновую печку. Он, буквально, вырос под машинами в гараже автомастерской, что и определило его будущую профессию, которая теперь приносит ему не только доход, но и радость. Правда, его увлечение съедало время подготовки для домашних заданий и, конечно же, страдала его школьная успеваемость. Лиза же была избавлена от временных ограничений школы и могла свободно реализовывать свои интересы.


Когда ребёнок созреет до возможности целенаправленно и планомерно приступить к обучению, важно продолжить свои наблюдения за процессом его интеллектуального развития. У школьников мало времени остаётся на выявление интеллектуальных предпочтений: основное время посвящается изучению готовой, структурно обработанной информации и её воспроизведению, точность которого и оценивается. На домашнем обучении за счёт сокращения времени на учебный процесс у ребёнка появляется возможность в спокойной обстановке, без спешки, испробовать себя в различной деятельности, переворошить множество источников, чтобы выявить самому круг своих предпочтений. Ребёнок избавлен от гнёта бесконечных ежедневных проверок, которые вынуждают заниматься не тем, что нравится, а тем что навязано школьной программой, в том временном режиме, который ограничивает его свободу выбора. Вы замечали, что, чаще всего, каждый предметник в школе считает свою дисциплину самой важной и предъявляет к каждому ребёнку повышенные требования к знаниям, без учёта интересов самого ребёнка?


Занимаясь самообразованием, ребёнок избавлен от возможности строить свои приоритеты на основании личного обаяния учителя, который, порой, способен подменить ценности самого ребёнка на свои ценности за счёт своего авторитета. Когда ребёнок самостоятельно определяет круг своих интересов, то происходит естественное его погружение в ту область знаний, которая будоражит его любопытство. Расширение и углубление знаний делает его компетентным, а это формирует в нём чувство собственного достоинства: ребёнок удовлетворён результатами поиска новых знаний, что вдохновляет его на дальнейшее развитие в избранной области. С ростом интеллектуальной компетенции, увеличивается его внутренняя стойкость перед лицом критики: он способен видеть в ней рациональное зерно, помогающее восполнить упущенное, либо учится распознавать уязвлённость критикующего. Так закладывается основа ещё одного важного качества - СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ.


Внутренняя мотивация - это стремление удовлетворить своё любопытство в той области знаний, умений, навыков, которые затрагивают выявленные и осознанные интересы, способности, склонности и таланты. Внутренне мотивированный человек реализует свои цели, а не цели, навязанные ему социумом. Сам процесс деятельности приносит удовлетворение. Жизнь такого человека осмысленна и наполнена творческой, интеллектуальной и духовной радостью. Ему уже не надо стремиться к эфемерному счастью, которое возможно где-то за горизонтом сегодняшнего дня и связано с идеей достижения конечной цели. Счастье осознаётся ежесекундно и ежедневно в процессе деятельности, приносящей радость.


Внутренне мотивированный человек осознаёт личную ответственность за собственные решения, так как каждый его шаг спровоцирован не извне, а изнутри. У него нет тяги свои неудачи списывать на тех, влиянию которых он был подвержен на этапе своего выбора. Его не пугают ошибки. В них он видит источник постижения нового, неизведанного, непознанного, неосвоенного. Ошибкам он радуется, как возможностям восполнить пробел в своём развитии. Внешнемотивированный человек, наоборот, панически боится ошибок: в них он видит своё поражение на фоне более успешных людей. В нём рождается страх не оправдать чужих надежд и собственное желание соответствовать социальному шаблону жизненного успеха, а потому он всячески избегает ошибок, что тормозит развитие, или преуспевает в сокрытии ошибок, становясь на путь самооправдания и самообманов.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse