Wiki: Социализация — процесс усвоения индивидом ОБРАЗЦОВ поведения, психологических УСТАНОВОК, социальных НОРМ и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. (Выделено мной)
На мой взгляд, гораздо боле важным социальным навыком является формирование в ребёнке СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ, которая понимается мной, как способность выжить в данном обществе и достичь личного, но не социального успеха, пользуясь теми социальными ресурсами, которые имеются в данном обществе.
С психологической точки зрения, социальную компетенцию можно разбить на ряд отдельных способностей:
- коммуникативная компетенция - умение строить отношения с различными возрастными группами на основе уважения чужих и личных свобод;
- социальная предприимчивость - умение использовать ресурсы общества для развития и реализации своих способностей;
- общая правовая и экономическая грамотность - способность из разрозненных фактов социальной жизни строить собственную модель развития событий, а не опираться в своих суждениях на предлагаемые к рассмотрению чужие мнения и интерпретации;
- умение разбираться в скрытых, теневых особенностях социума - уметь разбираться во взаимоотношениях между людьми различных социальных и культурных групп, различать собственную мотивацию и понимать мотивацию других людей;
- способность принимать личную ответственность и уходить от коллективно навязанной ответственности, если та не согласуется с личными целями и мировоззрением;
- способность повести за собой (социальная уверенность) - умение взять на себя ответственность за реализацию идеи, согласующейся с личным мировоззрением, став вдохновителем коллектива единомышленников;
- умение разбираться в социальных ролях и межличностных отношениях, выстраивая их на уважении к чужим взглядам, свободно выбирая с кем сотрудничать, а с кем избежать столкновения;
- умение устанавливать долговременные партнерские отношения на основе взаимоуважения чужих мнений и свобод, избегая навязывания собственных взглядов.
Какой процент выпускников школ обладают достаточной социальной компетенцией? А какой процент взрослых, обучающих детей, обладает ею? Очего государственные социальные образовательные структуры не справляются с этой задачей? Может быть, пора понять важность социальной компетенции, которая для современного общества гораздо более важна, чем социализация, способная лишь воспроизводить старые и отжившие ОБРАЗЦЫ, НОРМЫ и УСТАНОВКИ только для того, чтобы «успешно функционировать в обществе»?
Нет комментариев
Добавить комментарий