Статьи

ВОПРОС: «Каков был ваш путь до школы и в начальной школе?»

Лиза не посещала ясли и детский сад, но с двух лет ходила в динамическую группу хореографического центра Татьяны Тимофеевой, что в Москве.


В 6 лет Лиза поступила в 1 класс музыкальной школы и на подготовительное отделение московской Академии балета. Последнее было окончательной победой над осложнением, полученным в результате вакцинации в младенческом возрасте. Так же, она посещала художественную студию и группу лепки из глины, мастер-классы З.К. Церители. Танцы, рисование и лепка развивали крупную и мелкую моторику, подготовили руку к письму.


В 3 года и 8 месяцев дочка пошла в развивающую группу домашней школы Ляпенковой Надежды Григорьевны. В 4 года Лиза начала самостоятельно читать и к 6 годам стала «запойной» читательницей. В 4 года я записала её в детскую библиотеку: походы туда были праздником и, порой, затягивались на несколько часов - Лизу невозможно было оторвать от книжных полок. Те книги, которые Лиза читала и которые были мне не знакомы, я прочитывала сама, чтобы потом обсудить с ней перипетии героев: делали мы это на прогулке, в дороге, когда застревали в пробках. Методика Зайцева (кубики Зайцева) выводит детей на раннее осмысленное чтение и формируют грамотность. Кубики Зайцева закладывают основы правописания: знания ударных и безударных слогов, твердых и звонких согласных, правила переноса и порч. Надежда Григорьевна привила вкус к русскому языку, помогая распознавать и формировать Лизины литературные предпочтения. Рассуждения и обсуждения текстов помогали формировать грамотную разговорную речь. Сочинение сказок, историй закладывали основы литературного языка. Грамотный подбор литературы воспитывал в ней литературный вкус. Я рано приучила не оставлять ни одного вопроса без ответа: как только возникал вопрос, мы с дочкой искали на него ответ, но прежде рассуждали логически, как может быть. Я не стеснялась говорить «не знаю», но будучи сама по себе любопытным человеком, с удовольствием включалась в игру по раскрытию «тайн». Рано приучила её пользоваться орфографическим словарём. Так к 8 годам Лиза превратилась в «маленького корректора»: стала замечать опечатки в книгах, а их в детской литературе, к сожалению, сейчас немало. Она увлеклась «коллекционированием» ошибок в объявлениях, рекламе, афишах… Она же правит мои тексты до сих пор))) И если у меня встретите ошибки по пунктуации, то это означает, что Лиза не имела возможности их проверить)))


В 6 лет Лиза бегло читала, писала печатными буквами, но отказывалась писать прописью. Я не торопила её, потому что в школу решили идти в 7 лет. Весной 2007 года мы выбрали школу, прошли тестирование и были зачислены в 3 класс. Накануне сентября Лиза самостоятельно за месяц освоила письмо, так как уже осознанно почувствовала желание стать школьницей. Так в 7 лет и 8 месяцев она пошла в 3 класс. И сразу же обнаружилось, что в отличие от одноклассников, которым было уже 8-9 лет и которые с 6-7 лет учились писать, Лиза имеела красивый, устойчивый почерк. С первых же дней я заметила, что занятия фонетикой мешают Лизе писать грамотно. Я поговорила с директором школы и он разрешил нам до конца года писать тесты и работы по русскому языку без раздела по фонетике, согласившись с моими аргументами, что раннее введение фонетики не способствуют установлению грамотного письма. В конце учебного года, когда Лиза стала уже ученицей 4 класса (8 лет), дочка написала контрольные работы работы по русскому языку (школьные, районные, городские и федеральные) в полном объёме и единственная не совершила ошибок в фонетическом разборе слов. Так я получила лишнее подтверждение, что изучение фонетики с первых классов школы сбивают природную грамотность детей, являющихся носителями языка. В дальнейшем, обучая и других детей, я находила раз за разом тому подтверждение.


Правила Лизой не заучивались, а выводились логически. Прежде чем прочитать правило, мы вместе его выводили после прочтения примеров его использования. Такая возможность у нас была именно потому, что Лиза не посещала школу, где всё делается ровным счётом наоборот. Детям вначале рассказывают правила и только затем разбирают примеры или, когда у ребёнка ещё не оформился интерес в виде вопросов, уже дают готовые ответы. Кроме того, на следующий же день проверяют ещё не отработанные навыки, выставляя оценки - так отбивается тяга знать. Я заметила, что правила русского языка не способствуют грамотности, поэтому у нас теория и практика существовали отдельно (особенно в средней школе). Я рано научила её работать с текстом: выделять основную мысль, видеть построение аргументации, делать выводы. Этому, как нельзя лучше, способствует технология интеллект-карт. Но это уже другая история, которую буду освещать в отдельной статье.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse