Статьи

Метод «кнута и пряника»

Этот метод наверняка всем знаком и является излюбленным механизмом воздействия в семьях, в школе и в обществе. Давайте рассмотрим, как этот метод работает и зачем его применяют.


С ранних лет очень выгодно перевести ребёнка на режим внешнего стимулирования, если вы хотите выработать в нём ответственность перед обществом (семьёй, школой), а затем приложить все усилия для того, чтобы эти обязательства переформатировать в чувство долга, прежде всего, перед близкими. Сделав человека заложником чувства долга, можно легко управлять им, нажимая на кнопку, глубоко замурованную воспитанием в его подсознание. Так глубоко, что ребёнок, даже став взрослым, не сможет осознать её наличие.


Метод состоит в том, чтобы поместить ребёнка между двумя полюсами воздействия: СТРАХ НАКАЗАНИЯ и РАДОСТЬ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ.


СТРАХ НАКАЗАНИЯ может быть наполнен отсутствием внешних удовольствий, таких, как поощрения и похвала. Чтобы выработать в ребёнке страх, большого ума не надо. Просто кричите на него, ставьте в угол, разговаривая с ним нависайте над ним эдакой наказующей горой мышц, бейте его ремнём или иными подручными средствами, лишайте его всего, что он любит и чем увлечён. И вообще, ведите себя непредсказуемо и неадекватно.


РАДОСТЬ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ формируется в ребёнке, если использовать разнообразные виды поощрений: похвала, подарки за хорошо проделанную работу, которую вы от него требуете и ждёте. Оценка качества его поступков или непосредственно его самого усиливают ваше влияние, подкреплённое сравнением вашего ребёнка с другими детьми. Здесь вы можете проявить свою фантазию на полную катушку. Так, в школах существуют доски почёта, которые выделяют одних учеников, принижая других. Предполагается, что такое воздействие на тщеславие создаст конкуренцию между детьми, которые включаются в игру «Кто лучше?». В домашних условиях вы можете говорить: «Посмотри, как Вася, Петя, Таня, Света… ведут себя, а ты…». Главное дайте понять, что будете его любить только тогда, когда ваш малыш достигнет соответствия с теми детьми, которые обладают лучшими качествами, чем он. И не важно, что, не сумев достигнуть вожделенного соответствия, он станет завистливым и кичливым. Он научится карабкаться к вашим пьедесталам ценой унижения тех, кто выше, лучше, смелее.


Не стесняйтесь! Главное получить доступ к душе ребёнка, трепещущей перед СТРАХОМ НАКАЗАНИЯ или стремящейся к РАДОСТИ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ.


Как только ребёнок в совершенстве овладеет навыками лавирования между двумя полюсами применяемого к нему метода «Кнута и пряника», будьте уверены, что он созрел для выработки «совести», основанной на ЧУВСТВЕ ДОЛГА перед семьёй, школой и обществом. Теперь достаточно сказать ему: «Как тебе не стыдно! Совести у тебя нет!», как тут же включается отлаженный механизм послушания. Ваш ребёнок стал послушным. Поздравляю! Теперь его можно научить чему угодно и внушить любую идею, выгодную для вас или для любой авторитетной личности.


Учитель или родитель превращается в манипулятора либо заставляющего, либо завлекающего. Теперь ребёнок будет всеми силами стремится заслужить одобрение взрослых и избежать наказания. Взрослыми даже не учитывается то, что чувство долга, тяготеющее над ним, делает его невосприимчивым к умению распознавать свои глубинные желания и потребности. Манипуляторы, наделённые властью, сами уже забыли, что это такое «следовать за зовом собственного сердца». Поэтому всю систему, построенную на принуждении, воспринимают, как должное. Мало того, всячески её восхваляют и поощряют. Эдакая классическая форма стокгольмского синдрома, когда заложники начинают оправдывать своих мучителей.


«Школа социализирует!!!», - кричат мои оппоненты. Мне нечего возразить. Да, школа социализирует. И делает это затем, чтобы те навыки подчинения, которые ребёнок приобрёл в школе, легко перенести в его взрослую жизнь, когда любой начальник любого ранга может требовать от него любой формы повиновения, даже очень абсурдной.


Прислушайтесь к себе, когда вы снова входите в школьную дверь, только уже в качестве родителей. Ваши руки не потеют? Ваше сердце не учащает пульс в испуганном ожидании выволочки за ваше неусидчивое, непослушное дитятко? Почему требование учительницы отсчитывать именно три-четыре-пять (в разных школах по разному) клеточек сверху и снизу тетради, вам не кажется абсурдным с точки зрения правомочности снижения оценок ЗА ЗНАНИЕ тем, кто это требование не выполняет? Вам кажется это разумным?


Я помню, как приходя на собрание, когда мой сын учился в школе, превращалась в маленькую девочку, боящуюся возразить «строгой» учительнице, унижающей моего сынишку прилюдной выволочкой. Я стыдилась собственного сына!!! Я любила его больше всего на свете, но сравнение его с другими, более успешными, детьми вызывало во мне цепную реакцию СТРАХА НАКАЗАНИЯ и РАДОСТИ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ, механизм управления которой так прочно был вбит в меня с детства. А выходя с собрания я стыдилась этих своих эмоций и падала в бездну самоуничижения, считая себя совсем никудышной матерью и преступницей, только что предавшей своего мальчика своим соглашательством.


Однажды выйдя из стен школы, ребёнок обнаруживает, что может приобщиться к тем, кто держит в своих руках кнут и пряник. Теперь он точно знает - зачем учиться дальше. У него возникает мощный стимул достичь социального успеха. Успешен тот, кто, по его мнению, владеет властью большей той мелочной власти, которой обладали его воспитатели. Он рвётся к тому, чтобы однажды в своей руке почувствовать кнут и пряник большой власти. Но вот незадача! Часто он снова попадает в положение подчиненного, боящегося увольнения или ждущего похвалы от руки дающей - только уже в виде денежной премии. В нём растет буйным цветом чувство долга перед теми, кто его истязал или кого он теперь тиранит. Ой, простите, воспитывает. Потому, если его уволят, он подведёт стольких людей, в стройные ряды которых его зацементировала система, основанная на чувстве долга.


Долг перед семьёй, школой, Отечеством… Долг перед собой… Человек умирает нищим должником перед всеми подряд: всегда найдётся тот, кому он не отдал свои долги. Он так и не прикоснётся к великому чуду счастья дарить себе и людям любовь не по чувству долга, а по зову сердца. Разве может увидеть весь ужас этой системы, делающей людей заложниками порочного круга обязательств, тот, кто ослеплён плетью и подсажен, как наркоман, на ароматный вкус пряника?

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse