Статьи

Самоанализ

Как сделать так, чтобы наши дети смогли реализовать свой творческий потенциал через знание своих глубинных желаний и потребностей, заложенных в них от рождения? Самоанализ помогает высвободить мощный поток энергии, порожденный творческим вдохновением и обрести равновесие между внутренней гармонией и внешним хаосом.


САМОАНАЛИЗ: ПУТЬ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ ОТ БОЛЕЗНИ, ВЫЗВАННОЙ ВОЗДЕЙСТВИЕМ НА ЧЕЛОВЕКА МЕТОДА «КНУТА И ПРЯНИКА»


«В чём причина моих разочарований в людях? Откуда берёт своё начало моя неудовлетворённость жизнью? Почему я всеми силами сопротивляюсь своим обязательствам? И кто на самом деле принуждает меня совершать те или иные поступки? Всё ли настолько очевидно во всех моих проявлениях? Могу ли я понять себя и свои чувства, пристально наблюдая лишь за собой? Или только вглядываясь в людей, я могу лучше узнать себя?» - вот те вопросы, которые мне часто задают люди, ищущие моей помощи.


Я вижу со всей очевидностью, что, если взрослые люди не умеют распознавать свои реакции и понимать механизм их возникновения, они не могут помочь ребёнку в понимании всех коллизий его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Не владеющий навыками самоисследования, беспомощен перед лицом жизни: его поступки строятся на выборах, механизма возникновения которых он не понимает.


Помощь психолога иногда может быть действенной. Но уйдя от консультанта окрылённым ясностью своих осознаний, сделанных с помощью профессионала, вы остаётесь один на один с самим собой. Ваш энтузиазм улетучивается так скоро, как быстро наступает встреча с человеком, с которым вас связывают психотравмирующие отношения. И тогда, чтобы вновь обрести внутреннюю устойчивость, вы вынуждены обращаться за помощью к психологу. Либо пуститься на поиски той психологической литературы, которая помогла бы вам избавиться от боли, что разливается внутри всякий раз, как только вы переживаете сильные негативные эмоции.


Но вся психологическая литература построена таким образом, чтобы научить различать ЧУЖИЕ реакции с тем, чтобы помочь человеку выйти из психологического тупика или научиться управлять людьми. Эта литература не учит самоанализу. Прочитав её, вы в лучшем случае, увидите некоторые соответствия между психологическими типажами и вами. Но констатация фактов о вас бесполезна, и всегда возникает вопрос: «А что дальше?» Мало того, появляется иллюзия, что теперь вы владеете информацией, которая поможет вам на основе знания человеческой природы, через управление людьми гармонизировать отношения с ними. Как вы можете управлять теми, знания о которых почерпнуты из обобщенных предположений? Вы собой можете управлять: эмоциями и чувствами без насилия над своей природой?


Есть ли выход из круговорота событий, от которых наше психологическое состояние так неустойчиво и так уязвимо? Такой выход я нашла, овладев навыками самоанализа. Эти навыки я вырабатывала в ежедневной практике, имеющей чёткую структуру и цель.


Однажды в человеке формируется довольно устойчивый образ себя. Причём образ идеализированный. В этом образе отсутствуют те черты характера, которые раздражают в других людях. Даже если человек признаёт их наличие в себе, они воспринимаются, скорее, как достоинства...


Например, Пётр вам кажется слишком агрессивным. Но ваша собственная агрессия по отношению к кому-либо - это уже не агрессия, а умение постоять за себя, отстаивая свои взгляды... Маша кажется вам слишком самоуверенной, но в себе это качество вы можете воспринимать как чувство собственного Достоинства...


Но сколько бы человек не пытался отрицать наличие в себе определённых черт, они присутствуют в нём на неосознанном уровне. Их отрицание выливается в раздражение на тех людей, в которых эти черты характера наиболее выражены. И вовсе не обязательно, что отвергаемые свойства имеют отрицательную окраску даже с точки зрения социума. Чем сильнее человек отрицает наличие в себе определённых качеств, тем сильнее они раздражают его в других людях. Всё, что вызывает живой отклик, присутствует, в первую очередь, внутри самого человека. То, чего нет в нём самом, не вызывает его эмоционального всплеска и воспринимается как нейтральная информация.


Человек так же неосознанно предпочитает общение с людьми, имеющими определённый набор таких качеств, которые для него являются притягательными. Если не разобраться в себе и не понять, какие же качества окружающих вызывают внутри вас эмоционально окрашенные реакции, то происходит взаимодействие с людьми вслепую. Ваши реакции кажутся спонтанными, не имеющими внутренней причины. В них видится только причина внешняя.


Приведу пример из собственной жизни.


Я чувствую, что обязана вести хозяйство, заботиться о детях и муже. И это слово «обязана» вызывает во мне бурю эмоций, замешанных на сопротивлении тому, что, мне кажется, лишает меня свободы выбора. Но разве не я сама когда-то пожелала заботиться о них? Конечно, это было моим желанием, иначе я не вышла бы замуж… Но какое желание меня побудило к этому? Только ли чувство? А, может, страх одиночества?


В ходе самоанализа я понимаю, что меня раздражают не сами по себе обязанности, а именно форма долженствования. Мне кажется, что окружающие пытаются навязать мне свою волю. Раздражение против чувства долга ищет виновного в моём внутреннем дискомфорте. Я вижу его причины во внешнем - от меня ждут, требуют. Но я не могу разглядеть в себе первопричину, заставившую меня попасть под гнёт обязательств.


Продолжая углубляться в анализ своих внутренних реакций на внешние раздражители, я понимаю, что протест против чувства долга - есть проекция моего неосознанного желания быть нужной, одобряемой и страха быть отвергнутой. Это желание и страх сформировались во мне под действием метода воспитания кнутом и пряником, столь излюбленным в нашем обществе.


Это желание заботы о близких изначально возникло внутри меня, как отражение моего желания самоутвердиться в социально одобряемой модели. Но когда я по каким-то причинам не справилась с задачами, которые перед собой ставила (соответствовать образу совершенной женщины), я стала воспринимать свои глубинные желания, как обязательства перед близкими, которые рассчитывали на меня, а я их подвела. Произошел перенос с внутреннего фактора ответственности за свои решения на внешние факторы в виде обязательств, навязанных мне, якобы, извне.


Именно с момента неосознанной замены состояния «хочу» на осознание «надо», начался мой такой же неосознанный поиск, "на кого бы свалить" причину своего внутреннего раздражения на чувство долга. Например, на простой вопрос "поглажена ли рубашка", я начинала внутренне закипать так, словно меня упрекнули в том, что я её не погладила... Сразу же возникал внутренний протест: «Да не обязана я на вас работать!...» Как будто не мне самой принадлежало желание заботиться о близких мне людях, как будто, меня обязали о них заботиться против моей воли. Нелегко распознать в сопротивлении своим обязательствам скрытое и подавленное собственное желание.


Чтобы понять себя, необходимы выработанные навыки самоисследования. Важно научиться распознавать образы самого себя - то, как вы себя воспринимаете, овладеть навыками наблюдения за своими эмоциями, возникающими на внешние раздражители, и понимания какие чувства эти эмоции вызывают, чтобы затем выяснить первопричину и с ней работать.


Самоанализ - это долгий путь обретения внутренней уравновешенности, который приводит к гармонизации отношений с людьми. Тогда вам не потребуется литература, рассказывающая о (10, 20, 50, 100) шагах к счастью, взаимопониманию, творческому успеху... Потраченное на самоисследование время окупится с лихвой: даже, если вас какая-то ситуация и будет выбивать из седла, вы сможете очень быстро восстанавливать внутреннее равновесие без подавления эмоций, без внутренней борьбы, без насилия над собой и окружающими. Кроме того, эти навыки вы сможете передать своим детям на всех этапах их взросления.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse