Статьи

ВОПРОС: «Как вы обучались дома, с чем столкнулись.. с какими проблемами юридическими, техническими?»

В московской школе №175, где Лиза закончила начальную школу, у нас не возникло трудностей с обучением вне школы. Лиза значилась в журнале, то есть считалась проходящей обучение очно, но в школу приходила только на четвертные и годовые контрольные. А вот, переехав в Питер, я столкнулась с сопротивлением школы предоставить Лизе возможность обучаться дома. Школу мы выбирали рядом с домом, чтобы иметь возможность не тратить время на дорогу. Директор был не против такой формы обучения, а вот завуч активно этому сопротивлялась, аргументируя своё несогласие тем, что в уставе школы не прописаны иные возможности обучения, кроме очной формы.


Решила я эту проблему просто. Пошла в районный отдел образования и заявила о том, что права моего ребёнка нарушаются такой-то школой. Инспектор меня поблагодарил за своевременный «звоночек» и пришёл в школу на собрание педагогического совета. На этом собрании он сделал заявление о том, что если устав школы не будет переписан в соответствии с законами РФ, то лицензия школы будет отозвана. Этим инцидент можно было бы считать исчерпанным, но завучу не понравилось то, что её фактически «нагнули» на исполнение приказа.


Наши отношения со школой начались, казалось бы, с конфликта. Завуч при Лизе заявила, что с лёгкостью докажет мне, что мой ребёнок НИЧЕГО не знает. Я попросила Лизу выйти за дверь и объяснила всем, кто был при этом разговоре, что собираюсь воспользоваться своим законным правом присутствовать на всех аттестациях Лизы для того, чтобы учителя смогли мне показать, как можно подробнее, все пробелы в знаниях дочери, так как её учеба - мера моей ответственности. Я попросила впредь быть сдержанными в выражениях эмоций. Я так же заявила о том, что прошу рассмотреть возможность для Лизы сдать экзамены за 5 класс, так как принципиально считаю, что 5 класса не существует, как такового. Эта ступень посвящена более углублённому изучению учебного материала начальной школы. А так как Лиза с самого начала изучала математику и русский язык углублено, то я не вижу смысла заставлять девочку тратить на 5 класс целый год. Я сказала, что Лиза принята в воскресную физико-математическую школу при СПбГУ в соответствии с 6 классом. Это моё заявление вызвало шум и гам. Завуч орала, учителя возмущались, директор, тем не менее, укротила пыл своих подопечных, дав своё согласие на «такой эксперимент». Было решено, что Лиза готовится к сдаче тестов всю первую четверть.


В конце первой четверти мы пришли сдавать русский язык. ЗАВУЧ изъявила желание присутствовать на аттестации. Здесь важно понять, что главная моя работа в подготовке Лизы к тесту состояла в том, чтобы дать ей такую психологическую поддержку, чтобы она сумела пройти через этот стресс. Я понимала, что другие школы так же могли встретить нас агрессивно и что это будет хорошим уроком стойкости для дочки и наглядным примером того, как без скандала решать спорные вопросы. Но я никак не ожидала, что экзамен будет похож на перекрёстный допрос. Мне приходилось усмирять пыл учительского рвения выслужиться перед Завучем. Тем не менее, Лиза чувствовала себя уверенно и спокойно, так как я была рядом. В итоге уже в учительской меня ждал очередной разнос завуча: «Я подам на вас заявление в милицию, в опеку!!! Я учитель с 25-ти летним стажем и понимаю, что ТАКИЕ!!! знания можно вколотить в ребёнка только силой!!!». Я поблагодарила её за столь высокую оценку знаниям моего ребёнка и ушла.


Прийдя на аттестацию по математике, нас в школе ждал приятный сюрприз: на имя школы был выслан диплом 1 степени за участие Лизы в городской математической олимпиаде, проводимой университетом. На основании этого документа Лизе выставили оценку. В коридоре школы меня ждал не меньший сюрприз в лице учительницы, к которой нас направил директор, чтобы я договорилась о сдаче экзамена по природоведению. Она при ребёнке стала на повышенных тонах говорить о том, что я обязана оплатить консультацию. «Я трачу на вашего ребёнка своё внеурочное время!!!» - таков был её аргумент. Я не стала с ней спорить, спустилась к директору и попросила его о том, чтобы нам заменили учителя, так как больше не хочу свою дочь ставить под удар предвзятости со стороны учителя, который при ребёнке вымогает деньги и не хочет исполнять свои обязанности. Сразу оговорюсь, что по закону дети, обучающиеся на дому, сдают аттестации бесплатно. За такого ребёнка школа получает в свой бюджет деньги в полном объеме. Нам предоставили другого учителя. Тесты были сданы, и Лизу зачислили в 6 класс.


Дальше дочка училась по ступеням год в год. Проблем больше не возникало ни с одним учителем. Контрольные работы писались вместе с классом. Учителя, познакомившись с Лизой поближе, относились к ней с уважением. Учитель по математике вскоре предложил нам писать контрольные работы во время уроков старшеклассников, так как в 6 классе невозможно было сделать это без головной боли: дети были неуправляемые, и на уроках творился сущий бедлам. Лиза успевала написать работу, сидя на уроке 9, 10 или 11 классов. После она слушала их урок. Так однажды она открыла для себя основы тригонометрии)))


Сложности, правда, поначалу возникли и с учителем литературы. Лизины сочинения шли вразрез мировоззрению учителя. Но это уже были мелочи, которые уладились разговором по душам.


В этой школе мы доучились до конца 7 класса. И тут у нас возникла ещё одна проблема. Лиза изъявила желание до каникул сдать полугодовые тесты по математике, русскому языку, химии и биологии, чтобы в сентябре вместо того, чтобы повторять то, что ей уже известно, пойти дальше. Нам было в этом отказано, так как в этом случае ей пришлось бы сдать весь объем 8 класса. Это уже было бы насилием над ребёнком: всего за месяц устраивать такой марафон. Так мы в конце 7 класса забрали документы из школы и поступили в школу-экстернат. Там Лиза сдала всё, что хотела сдать до каникул, и уехала в лагерь отдыхать.


Как видите, учителя старой формации очень нелегко идут навстречу детям, которые получают образование в семье. Тот, кто изберёт такой путь, может столкнуться с предвзятостью, грубостью, мелочностью учителей. Но если знания ребёнка соответствуют среднему уровню знаний учеников той школы, к которой приписан ваш ребёнок, то трудности себя исчерпают уже на первых же консультациях: учителя начинают больше доверять вам, и посещения школьных аттестаций проходят в спокойном режиме.


Наш опыт частный, и наши взаимодействия со школой не показательны, так как были отягощены особенностями опережения школьной программы.


Родителям, решившим обучать ребёнка на дому, необходимо, прежде всего, ознакомиться с законодательством, чтобы знать и защищать права своего ребёнка. Но самое главное, вам самим надо справиться с вашим внутренним страхом идти поперёк системы, которая всеми силами будет бороться за свои контролирующие функции.


Никто кроме вас самих не заинтересован в раскрытии творческого, интеллектуального и духовного потенциала вашего ребёнка, поэтому наберитесь не только храбрости и отваги, но и обучите ребёнка этим качествам своим собственным примером.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse